Сегодня: воскресенье, 15 декабря 2019г.

В Москве есть храм, в котором с момента его основания в 1913 году, поют слепые люди. Это храм Воскресения Христова в Сокольниках или храм Кедрова, как его называют по имени строителя храма — протоиерея Иоанна Кедрова. В Армении с 1976 года и по сей день действует хор незрячих «хор Объединения слепых Армении», его руководитель Карлен Алексанян. В России единственная специализированная музыкальная школа слепых и слабовидящих детей находится в Краснодарском крае. Отучившись можно получить специальность «хоровое и сольное академическое пение». Хоры для незрячих детей и подростков открывают при специализированных школах-интернатах.

Пение в хоре незрячего человека имеет ряд особенностей. Одна из них — предварительное разучивание музыкального произведения на слух. Чтение с листа по преимуществу неисполнимо. В 2016 году запустили проект по созданию электронной библиотеки брайлевских нот. К 2018 году в электронной библиотеке насчитывалось 113 нотных брайлевских изданий, в которых 12153 страницы нотописи. Вторая особенность пения в хоре — пристальное внимание к каждому слову и вздоху дирижера. Жесты, движения тела и мимика дирижера почти не уловимы и не достигают цели согласованности ансамбля из незрячих участников. В 2017 году в Петербурге выступил «Слепой оркестр» из 15 музыкантов с завязанными глазами и дирижера — Георгия Аверина, который подавал музыкантам сигнал прикосновением палочки.

Изучив практику и особенности пения в хоре незрячего человека, 8 октября 2019 года Церковно-исторический музей при поддержке Фонда президентских грантов по развитию гражданского общества запустил уроки хорового пения для незрячих и слабовидящих детей и подростков. Занятия проходят каждый вторник в Чебоксарской школе-интернате для обучающихся с ОВЗ. Обучает детей пению выпускница факультета

исполнительского искусства Чувашского государственного института культуры и искусств незрячая певица Галина Никитина. На первом занятии дети познакомились с основами вокала и выбрали произведения для разучивания и исполнения. Каждый урок начинается с распевания детей, продолжается небольшим рассказом о композиторе и поэте-песеннике и исполнением одной или двух песен. Галина Никитина раскрывает содержание песни, объясняет ее характер и трудные моменты для исполнения, слушает каждого ученика и дает советы. У детей хорошее настроение, а в руках текст на шрифте Брайля. К концерту ученики готовят программу из нескольких двухголосных песен и обещают исполнить всем составом.